Памятка для родителей

Когда появляется любая информация, вызывающая страх за жизнь – свою или близких, (особенно детей), у каждого человка на время отключается рациональное критическое мышление. Мы становимся ведомыми. В таких ситуациях, прежде всего, наша задача – выйти из-под волны эмоций, начать собирать объективную информацию.

Понятно, желание родителей немедленно начать ребенка контролировать: проверять без его разрешения личную переписку в сетях, а может и вовсе запретить пользование Интернетом. Но, что чувствует ребенок рядом с паникующим родителем: тревогу, недоверие, одиночество… Подумайте, что Вы будете делать потом? Такие действия могут быть восприняты ребенком, как объявление войны (соблюдение границ личности очень важны для подростка), и он будет стараться обойти запреты из чувства протеста.

Если у вас есть опасения насчет вашего ребенка, сначала подумайте, не нужна ли «перезагрузка ваших отношений»Уверен ли ребенок, что вы его любите, что в любой ситуации вы постараетесь ему помочь, понять, выручить? Не боится ли он вашей реакции на свои поступки больше, чем всех других возможных последствий? Причем пугать могут не только крик и наказания, но и беспомощность: если вы при встрече с проблемой сразу начинаете рыдать, пить лекарства и впадать в отчаяние.

Можете ли вы выдерживать сильные негативные чувства ребенка? Можете ли их контейнировать, удерживать, не рассыпаясь, не заражаясь, не закрываясь? Если вы не помогаете ему справляться с разочарованиями и болью жизни, которая на него обрушиваетсяв этом возрасте в полной мере, то куда ему деваться со своими чувствами? Возможно, он ищет убежище и понимание в соц.сетях.

Тревожные сигналы

  1. Ребенок резко становится покладистым, но «отрешенным». Круг друзей, а главное – интересов резко поменялся (в течение 3-5 дней). Перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни, и равнодушно соглашается со всем, что ему говорят. Возможно, он считает, что все происходящее «в реале» неважно, а главная его цель – в виртуальном сообществе, где, наконец, он полнял смысл жизни и нашел единомышленников.
  2. Меняется режим дня. Изменились привычки (стал ужинать в комнате, меняет время привычных занятий, засыпания), при этом за компьютер ребенок садится в одно и то же время. Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указыается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.
  3. Ребенок вялый и постоянно не высыпается. Если подросток ложится в обычное время, а утром его невозможно добудиться в школу – это признак физической и нервной истощенности. В социально опасных группах бывают задания, которые нужно выполнять в предрассветный период. («Разбуди меня в 4:20»). Это время выбрано неслучайно: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка, он становится раздражительным и некритичным. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревогу и страхи.
  4. Несвойственные ранее постоянно повторяющиеся рисунки. Часто подростки, увлекшись чем-то, начинают демонстрировать это в рисунках. Тревожными сигналами считаются изображения бабочек и китов. Недобрый знак, если часто в рисунках появляются цифры – 57, 58 (это названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду) или 50 (от названия книги «50 дней до моего самоубийства», 50 заданий в смертельных квестах).

Что делать родителям?

С ребенком нужно обязательно поговорить о границах жизни, о рисках и ответственности, аккуратно подбирая слова и метафоры, учитывая возраст ребенка и его впечатлительность. Это важный и, в любом случае, полезный разговор.

Но сначала, спросите себя: готовы вы ли вы обсуждать с ребенком такие серьезные темы. Есть ли у вас страхи, которые удерживают вас от важного разговора? Замалчивание тревог и напряжение увеличивают дистанцию между вами и ребенком. Возможно, родителям сначала самим нужно получить поддержку близких, а может быть, психолога («чтобы помочь ребенку выплыть, вам нужно самим уверенно чувствовать себя на берегу»).

Расскажите ребенку о своих чувствах, признайтесь в своей тревоге. Можно сказать примерно так: «Я тебе доверяю, но сейчас сложное время, я волнуюсь. Что ты будешь делать, если тебе предложат участие в подобной группе? Как я могу быть уверенным, что ты в безопасности? Давай вместе договариваться». Подчеркните, что подросток вам очень дорог, и вы за него боитесь. Можно предложить ребенку, помочь вам создать безопасную страницу «В контакте», и принять вас в друзья. Возможно, он сам согласится показать вам свою страницу, и группы, в которых участвует.

Вы можете попросить об этом (но не требовать); это нормально — просить любимого человека что-то сделать для нас, особенно, если мы тоже что-то делаем для него.

Подчеркните, что ребенок имеет право отказаться, но вы отвечаете за его безопасность, и вам важно быть в ней уверенным.

Уточните, что знает об опасносных группах ребенок. Знает ли он о сигналах, по которым можно определить, что человек находится в кризисной ситуации. Есть ли среди его знакомых такие подростки, может быть, им нужна помощь. Расскажите о службах кибербезопасности.

Подчеркните, что виртуальный мир – это своеобразный транс, а в трансе снижается критичность даже у взрослых разумных людей. Кураторы – это специально обученные люди, они используют специальные техники манипуляции. Делайте акцент на слове «манипулятор» - подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки».

Возможно, сразу диалога не получится. Не отчаивайтесь, отклик обязательно будет, дайте ребенку время. Важно, чтобы ваш инструктаж был ненавязчивым. Помните об эффекте бумеранга: если попытки воздействия окажутся слишком настойчивыми, подросток может вобще отказаться от общения с вами. Пообещайте, что вы не будете сердиться и не запретите пользоваться гаджетами, чтобы вы не узнали.

Если ребенок не хочет или пока не готов говорить с вами на эту тему (часто подростки просто отшучиваются), но говорит о чем-то другом (своих обидах на вас, компьютерной игре, «вредной училке») – слушайте, вам будет легче вернуть его доверие.

Не пытайтесь сгладить провоцируемые ребенком конфликты. Дайте выход агрессии. Не наказывайте его, даже если обвинения будут несправедливыми и обидными для вас. Главное – дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя уменьшится. Говорите ребенку: «Ты для меня очень важен, ты мне нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию..»

Не останавливайте слезы, если они есть – нередко за агрессией стоит душевная боль (неважно, считаете ли вы повод, стоящим ее или нет). Боли нужен выход. А ребенку, который плачет, нужна поддержка. Ребенку важно получить сигнал: « Я не один, обо мне позаботятся».

Важно помнить: НИЧТО НЕ ВАЖНЕЕ ОТНОШЕНИЙ. Вы находитесь сейчас с любимым человеком, которому больно, даже если вам кажется, что «все хорошо». Помните сказку Г.Х. Андерсена о Русалочке, которой было ужасно больно при каждом шаге? Человек в переходном возрасте примерно так и живет: он все чувствует намного острее, чем взрослые.

Хорошо сказала родителям одна девочка:

«Когда мне плохо и я закрываюсь в свей комнате, не надо тарабанить в дверь со словами: «Выйди немедленно». Лучше спросите: «Будешь ли ты чай с печеньками?»

Знаете ли вы, что нужно вашему ребенку, когда ему плохо?

Что мы можем противопоставить виртуальным группам смерти?

Осмысленную радостную жизнь.

Ребенок должен знать, что у него есть надежный тыл. Если у него дома передовая, он будет оттуда убегать. Каждый из нас ищет убежище: это может быть другой человек, компания, группа Вконтакте. Мы уходим от тех, с кем нам плохо. И хотим быть с теми, с кем нам хорошо.

Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья. Предложите вместе сходить на пробный урок по скалолазанию, в квеструм, на мастер-класс по украшению тортов или созданию моделей. Устройте семейный кинопросмотр (например, мультфильма «Смысл жизни» из серии про Смешариков).

Вы можете ссориться и ругаться, но подумайте, если б завтра вам предложили заменить вашего ребенка на другого, более умного, вежливого, послушного и ответственного, может быть, даже такого, который презирает все социальные сети, вы бы согласились? Или вам нужен этот, ваш, какой есть? Важно, чтобы ваш ребенок тоже точно знал ответ на этот вопрос.

Постарайтесь, чтобы у ребенка появилась цель и ощущение принадлежности к чему-то большему, ощущение «мы» в реальной жизни.

Как правило, подобные группы могут оказать влияние лишь на тех, кто уже находится в группе риска.

Вы можете обратиться за консультацией к профессионалам:

Телефонная линия (телефон психологической помощи) для детей и подростков

263-03-03

Когда подросток сталкивается с тяжелыми для него эмоциями порой единственным способом совладать с ними остается аутоагрессивное поведение. Безусловно проблемы ребенка касаются всех членов семьи. Каждый родитель хочет помочь своему ребенку в трудной ситуации, к сожалению, это бывает не всегда просто. Здесь описаны рекомендации, которые помогут вам вместе преодолеть сложные жизненные проблемы подростка.

Предложите поддержку

Пусть подросток знает, что вы всегда полностью и безоговорочно на его стороне. Сдерживайтесь задавать слишком много вопросов (подростки не любят чувствовать на себе давление или покровительство), но дайте понять, что вы всегда готовы предоставить любую необходимую поддержку.

Будьте мягкими, но настойчивыми

Не сдавайтесь, если подросток сначала закрывается от вас. Разговоры об эмоциях очень трудны для подростков. Уважайте уровень комфорта вашего ребенка, но в то же время подчеркивайте вашу заботу и готовность слушать.

Слушайте без морализаторства

Сопротивляйтесь любому желанию критиковать или выносить суждения, как только подросток начинает говорить. Важно уже то, что ваш ребенок общается. Избегайте непрошеных советов и не ставьте ультиматумы.

Признайте чувства подростка

Даже не пытайтесь разговаривать с подростком, если его чувства или проблемы кажутся вам глупыми или иррациональными. Не пытайтесь сгладить провоцируемые ребенком конфликты. Дайте выход агрессии. Не наказывайте, даже если обвинения будут обидными для вас. Главное – дать возможность ребенку выплеснуть все, что накопилось внутри. Это позволит снизить риск аутоагрессии. Не останавливайте слезы, поддержите ребенка, проявив заботу. Примите боль и печаль, которые зачастую стоят за агрессией и слезами. Дайте понять, что вы видите эмоции своего ребенка.

Организуйте безопасную среду дома

Чаще всего аутоагрессивные действия совершаются дома. Храните лекарства в малодоступных местах и небольших количествах. Избегайте хранения дома алкоголя, лезвий, агрессивных химических веществ, ядов. Если дома хранится оружие убедитесь в его недоступности для детей. Позаботьтесь, чтобы межкомнатные двери могли быть легко вами открыты при крайней необходимости.

Заботьтесь о себе

Для того, чтобы помочь подростку, вам нужно оставаться здоровым и позитивным, поэтому не игнорируйте свои собственные потребности. Поддерживайте хорошее самочувствие с помощью правильного питания, достаточного количества сна, и посвящая время тому, что доставляет вам удовольствие. Получите необходимую эмоциональную поддержку. Обратитесь к друзьям или посетите специалиста. Нормально чувствовать себя разбитым, разочарованным, беспомощным или раздраженным. Важно говорить о том, как заболевание вашего ребенка влияет на вас, а не подавлять свои эмоции.

Будьте честны с семьей.

Не ходите на цыпочках вокруг проблемы в попытке «защитить» других детей. Дети чувствуют, когда что-то идет не так. Оставаясь в неведении, их воображение часто рисует гораздо худшие выводы, чем то, что есть на самом деле. Будьте открыты в том, что происходит, поощряйте своих детей задавать вопросы и делиться своими чувствами.

Помните о других членах семьи.

Расстройство у одного ребенка могут вызвать стресс или беспокойство у других членов семьи, поэтому убедитесь, что их потребности не игнорируются. Братья и сестры могут нуждаться в особом внимании или профессиональной помощи, чтобы научиться справляться со своими чувствами, возникающими из-за происходящей ситуации.

Не ищите виноватых.

Самый легкий выход — винить себя или других членов семьи в заболевании вашего ребенка, но такая позиция лишь усугубляет и без того стрессовую ситуацию. Расстройства, как правило, вызвана целым рядом факторов, так что вряд ли, за исключением случаев жестокого обращения или пренебрежения, кто-то из близких людей несет за это всю ответственность.

Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. - child abuse) и "пренебрежение" - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Насилие, как правило, является результатом комплекса различных причин, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна. Существует также понятие психологических факторов риска или групп риска для детей и родителей по возникновению насилия.

Насилие в семье (жестокое обращение с детьми) – любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых, которые влекут за собой риск нанесения детям серьезной физической или психологической травмы.

Уровни риска жестокого обращения с ребенком

Высокий риск предполагает, что если не вмешаться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда, вплоть до нанесения увечий или смерти. Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению

Умеренный (средний) риск предполагает, что если ребенок останется в семье, то ему определенно может быть причинен вред. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти. Это значит, что не смотря на присутствие факторов риска, в семье используются конструктивные схемы поведения родителей и наличествуют другие факторы безопасности, которые в определенной степени позволяют держать уровень риска под контролем

Низкий (нулевой) риск предполагает, что ребенку в семье ничто не угрожает, и вмешательства органов защиты детства не требуется.

Некоторые авторы (И. Алексеева, И. Новодворский) выделяют Критический уровень риска, предполагающий немедленное изъятие ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью.

Оценка риска насилия в семье

Факторы риска могут оцениваться и ранжироваться независимо друг от друга, однако общий риск причинения ребенку вреда является результатом взаимодействия всех имеющихся факторов. Несколько факторов умеренного риска могут в совокупности дать картину высокого риска, а присутствие одного сильного нейтрализующего фактора или факторов безопасности может снизить оценку риска с высокой на низкую.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ - это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

Действия сотрудников медицинских учреждений при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком:

  1. провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;
  2. при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости;
  3. направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
  4. руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (приложение), оставив копии сообщений в документах по делопроизводству.

Номера телефонов экстренной психологической помощи:

- «Телефон доверия для детей и подростков» +375(17) 263-03-03 (круглосуточно, анонимно)
- «Детская телефонная линия» 8-801-100-1611 (бесплатно, круглосуточно, анонимно)